БУЗИН М. Е., СТОЛБОВА М. В.

 

Место учебы. ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», студенты пятого курса, специальности 40.02.05 «Правоохранительная деятельность» юридического института.

 

ПРЕПОДАВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПРАВУ» С ПОМОЩЬЮ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

 

Аннотация. Основной целью развития «Права» как науки, отрасли и дисциплины является её модернизация и движение в ногу со временем. Данные постулаты подразумевают внедрение современных методик преподавания, инновационных технологий и новых способов систематизации знаний для формирования правовой культуры личности. Однако построение новых форм, невозможно без учета общепринятых существующих достижений науки, которые показали свою эффективность.

Ключевые слова: педагог, обучающийся, традиционный метод, инновационный метод, право, образование.

 

TEACHING THE DISCIPLINE “THEORY AND METHODS OF TEACHING LAW” USING TRADITIONAL AND INNOVATIVE METHODS AND FORMS OF TRAINING

 

Abstract. The main goal of the development of «Law» as a science, industry and discipline is its modernization and movement in step with the times. These postulates imply the introduction of modern teaching methods, innovative technologies and new ways of systematizing knowledge for the formation of the legal culture of the individual. However, the construction of new forms is impossible without taking into account the generally accepted existing achievements of science, which have proven their effectiveness.

Keywords: teacher, student, connected method, innovative method, law, education.

 

Современный подросток поколений «Z» и «Альфа» – это очень сложный субъект отношений, который имеет ряд особенностей, отличающих его от подростков ранних поколений. Он живет в бурно изменяющемся мире, где доминируют рыночные отношения, существуют быстрое движение социальных, политических и общественных мнений и т.д. Учитывая эти факты общеобразовательные учреждения уже не просто готовят, а требуют на этапе обучения владеть различными профессиональными, культурными компетенциями, использовать «гибкие и жесткие навыки», иметь различные практические умения. При этом от обучающегося требуют гармоничное развитие личности человека, прививая ему общие нормы морали и нравственного поведения. В этой связи требуется совершенно иной подход к воспитанию в условиях возрастания асоциального поведения у подростков.

Преподавание права в общеобразовательных учреждениях способствует не только ознакомлению школьников с основами правового устройства в государстве, но и воспитывает в них нравственное и патриотическое развитие, а также способствует осознанию ответственности и своего статуса в государстве.

В этой связи очевидным становится факт, что необходимо совмещать понимание классических ценностей с развитием прогресса, при этом сохраняя интерес учащихся к знаниям. Для этого в науке «Теория и методика обучения права» все чаще предлагают совмещать два крупных метода обучения праву: традиционный и инновационный. Рассмотрим каждый из них.

Традиционным методом принято называть формы обучения, направленные на усвоение учениками готовых знаний, изложенных в определенном порядке и реализующихся в виде воспроизводящейся модели рассказа, а главным субъектом образовательной деятельности выступает учитель [3, с.175].

Традиционный метод преподавания, является в настоящее время самым распространенным. Он широко применяется с ХVII века и выступает в качестве основы для классно-урочной системы в российских школах.

Стоит отметить, что все недостатки традиционного метода, выходят из его достоинств. Например, минимальные затраты преподавателя на подготовку к уроку (существует отработанная база материала в виде лекций, конспектов, упражнений, лабораторных и самостоятельных работ) и систематичность урока создают проверенную систему с авторитетным материалом, но при этом возникает проблема с минимальной активность учеников и отсутствием самостоятельности, что порождает в свою очередь трудность с принятием волевого решения и реализации собственного мнения.

Другим примером может служить фронтальная форма обучения, которая является «фундаментом» традиционной модели преподавания. Она позволяет учителю передавать объемный материал для большого количества учеников, вести контроль за общей успеваемостью, структурировать урок. Среди минусов можно отметить: одинаковый уровень подготовки школьников, без выделения более талантливых и способных и их поощрения; трудность восприятия современными подростками материала без дополнительных техник в виде картинок, графиков, схем и т.д.; пятибалльная система, которая уже многие десятилетия подвергающаяся критике.

Если говорить непосредственно про традиционное преподавание именно права, то следует упомянуть, что теория и методика обучения праву относительно молодая наука. В разные периоды существования она была либо подотраслью педагогики, либо юриспруденции, следовательно, традиционные методы будут различаться в зависимости от исторических особенностей развития данных наук. Так, например, различие отечественной и зарубежной систем педагогики, различие изучаемых правовых систем, изменение законодательства, отличие дисциплин: «Право», «Правоведение» и «Обществознание». Исходя из этого можно сделать вывод что и четко сформулированных традиционных подходов, которые были бы общепринятыми и универсальными, ещё не сформировались в массовом преподавании данной дисциплины.

Несмотря на практичность традиционных методов, в последние годы в образовательном процессе всё чаще используются инновационные методы и формы обучения.

Инновационные методы, несмотря на схожесть целей с традиционными методами, рассмотренными ранее, отличаются подходами к реализации. Они включают в себя инновационные приёмы и технологии, что позволяет достичь более эффективных результатов в решении поставленных задач, которые будут подходить для современного молодого поколения.

Так, М. Гурьев считает, что «инновации в образовании» это не итоговый значимый результат, к которому необходимо прийти, а наоборот процесс реформирования сложившихся и устоявшихся систем обучения, на более гибкие и развитые. Согласно данному мнению, инновации не являются конечной целью, а представляют собой непрерывный процесс совершенствования и адаптации образовательных систем к меняющимся условиям и требованиям. Это означает, что инновации в образовании – это не разовое событие или достижение, а постоянный поиск новых подходов, методов и технологий, которые могут сделать обучение более эффективным и доступным.

Такой подход предполагает, что учебные заведения и педагоги должны быть готовы к постоянному обновлению своих методов и подходов, чтобы соответствовать потребностям учащихся и общества в целом.

А. Кузнецов уверен, что оснащение классов ИКТ создает для современных школьников соответствующие условия для прогресса в изучении науки, так как аудио-видеоматериалы не только делают урок живым, но и помогают школьникам с разными возможностями и находящихся в разных условиях получать одинаковые образовательные материалы без какой-либо социальной дискриминации [4, с.6].

Данный взгляд позволяет учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого ученика, что особенно важно в условиях разнообразия образовательных потребностей и социального фона.

Однако следует учитывать, что эффективность использования ИКТ в образовании зависит от многих факторов, включая квалификацию педагогов, доступность технологий и качество образовательных материалов. Важно обеспечить подготовку учителей к работе с новыми технологиями и разработать соответствующие методические рекомендации. В этом случае необходимо внедрить компетентностный подход, который предполагает применение в учебном процессе нестандартных активных методов, интерактивных стратегий и инновационных технологий. Это требование Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения. Также необходимо уделять внимание вопросам безопасности и защиты персональных данных учащихся при использовании цифровых образовательных ресурсов.

 В настоящее время среди современных методов обучения особенную важность заслуживают методы стимулирования и мотивации обучении [2, с.152].

Для более эффективного усвоения материала необходимо, с одной стороны, повышать мотивацию обучающихся, пробуждая их интерес к учебному процессу, а с другой – создавать стимулы, поощряя их успехи.

К основным методикам и инструментам стимулирования учебной мотивации относятся использование наглядных материалов, внедрение проблемно-ориентированного подхода, применение ИКТ и другие приёмы. Поскольку, методика обучения уделяет большое внимание инновационным методам обучения, то на данный момент, внедрение этих методов в практику преподавания урока «Права», «Правоведения», «Обществознание» обусловлено рядом факторов.

Во-первых, необходимо делать акцент на психологическом состоянии учеников на уроке. Так традиционный метод характеризуется стихийным психологическим климатом, в то время как инновационный подход, наоборот, формирует более благоприятный климат, который появляется непосредственно во время урока [1, с.160].

Однако, стоит отметить, что несмотря на высокий уровень формирование гибких навыков мышления и взаимодействия в межличностных отношениях, благоприятный климат в данном случае рассматривается исключительно с эмоциональной стороны. Так же возникает трудность в сравнении двух методов исходя из-за различий в субъектном составе. Психологический климат рассматривается исключительно со стороны обучающихся как субъектов образовательных отношений, соответственно и оценка методов происходит не в полном объеме, а только с одной точки зрения. 

Если рассматривать со стороны педагогов и иных участников образовательного процесса, то становится ясным, что в результате излишнего внедрения такого подхода снижается качество усваивания знаний учениками, нарушается стандартизация оценивания освоения учебной программы.

На данный момент «индивидуальная образовательная траектория» предполагает изменение в подходе к обучению конкретного ученика, но никак не изменение в оценивание его успеваемости. Здесь мы будем наблюдать дискриминацию, потому что пятибалльная система, предусматривающая оценку «отлично» будет различаться для одаренного ученика получившего данную оценку за задания повышенного уровня, от обычного ученика получившего данную оценку за задания стандартного варианта.

Так же чрезмерная индивидуализация учеников, деформирует их представление об общепринятых нормах в социуме. В данном случае ученики начинают воспринимать педагога как своего ровесника, что может навредить формированию у них не только культурного уровня (например, уважения к старшим), но правовых основ, что приведет к деструктивному поведению (один из признаков криминологического определения у лиц, совершивших преступления).

В этой связи считаем важным определить в законодательстве и подведомственных актах роль педагога в образовательном процессе в 21 веке. Как было обозначено выше, в традиционном методе она является ключевой и именно относительно педагога строится все обучение. В инновационном методе наоборот его роль не велика. Указание соответствующих положений в образовательной доктрине поможет создать принципиально новый взгляд, где традиционные методы преподавания можно будет внедрять в образовательный процесс без привязывания непосредственно к личности учителя. Это обуславливается тем, что главным субъектом в процессе образования будет являться ученик, которому будет выдано широкое право строить свою правовую личность самостоятельно, а не на основе взглядов педагога.

На примере применения традиционных и инновационных методов при изучении предмета «Право» в школе можно выявить определенные проблемы, которые являются общими для российской системы образования. Учитывая, что «Право» является комплексной дисциплиной, оказывающей сильное влияние не только на формирование активной гражданской позиции, но и на воспитание высококультурной личности, использование её в качестве базы для внедрения новых моделей образования позволит решить ряд научных и воспитательных вопросов и задач. Предмет «Право» позволяет применять традиционные и инновационные методы во взаимосвязи друг с другом для формирования программного и методического обеспечения, подготовки кадров, повышению факторов продуктивности и определению курса по развитию российского образования на десятилетия.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.              Краснощекова Г.А. Интеграция традиционного и инновационного обучения: pro et contra традиции и потенциал синтеза двух моделей / Г.А. Краснощекова,  О.А. Лагунова. – Текст: электронный // Современные наукоемкие технологии. – 2021. – № 11-1. – С. 156-161. – URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38904.

2.              Кузнецова А. С. Интерактивные технологии обучения как вариант коммуникативной технологии / А. С. Кузнецова. – Текст: электронный // Конкурентоспособность будущего специалиста XXI века: проблемы, поиски, решения: материалы круглого стола, Йошкар-Ола, 19 сентября 2017 года. Марийский государственный университет. – Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2017. – С. 151-155. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_31364020_50539224.pdf.

3.              Николаева Е. К. Проблема традиционного обучения в современной школе / Е. К. Николаева. – Текст: электронный // Скиф. – 2021. – №2 (54). – С. 175-179. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-traditsionnogo-obucheniya-v-sovremennoy-shkole.

4.              Софина А. А. Методика преподавания права в старших классах в общеобразовательной организации: выпускная квалификационная работа / Софина Анастасия Александровна; ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2022. – 101 с. – Текст: непосредственный.